Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чемберлин эдвард

Энциклопедический словарь

ЧЕМБЕРЛИН Эдвард - ЧЕ́МБЕРЛИН (Chamberlin) Эдвард Хейстингс (18 мая 1899, Ла-Коннер, шт. Вашингтон - 16 июля 1967, Кембридж, шт. Массачусетс), американский экономист, известный своим вкладом в развитие теории монополистической конкуренции.

Преподавательская карьера

В 1920 окончил университет штата Айова, в 1922 - аспирантуру Мичиганского университета. В 1927 защитил докторскую диссертацию в Гарварде. (см. ГАРВАРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) Свою преподавательскую карьеру начал в Мичиганском университете, а затем перешел в Гарвард, где проработал вплоть до своей отставки в 1966. В 1948-1958 занимал пост главного редактора теоретического журнала «Куортерли джорнел оф экономикс».

Главный труд

В 1933 Чемберлин опубликовал свою главную работу «Теория монополистической конкуренции». Наряду с книгой Дж. Робинсон (см. РОБИНСОН Джоан)«Теория несовершенной конкуренции» она ознаменовала серьезный поворот в неоклассической теории (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)от абстракций совершенной конкуренции к анализу конкуренции в условиях господства монополии. Сам Чемберлин считал, что его теория является дальнейшим развитием теории ценообразования А. Маршалла (см. МАРШАЛЛ Альфред), Д. Б. Кларка (см. КЛАРК Джон Бейтс)и особенно Ф. Найта (см. НАЙТ Фрэнк Хайнеман)и П. Сраффы (см. СРАФФА Пьеро): именно два последних автора, по его мнению, начали проявлять повышенное внимание к той «средней области», которая лежит между конкуренцией и монополией.

Монополия и конкуренция

Обратившись к исследованию именно этой области, он выступил против традиционной дихотомии - противопоставления монополии и конкуренции, за синтез этих двух начал. Для Чемберлина решающей категорией анализа является возможность дифференциации продукта. Исходя из предпосылки «чистой» конкуренции (исключающей монополию) и предполагая возможность дифференциации продукта, он делает вывод о том, что каждый производитель может действительно стать монопольным обладателем единственного в своем роде продукта. Благодаря только этому обстоятельству чистая конкуренция сменяется монополистической. Всякая фирма, товары которой обладают какими-либо индивидуальными особенностями, вплоть до марки, упаковки, рекламы, обретает таким образом монополию на свой товар и на этой основе способна повышать цены.

Чемберлин всю жизнь стремился дистанцироваться от теории несовершенной конкуренции Робинсон, для которой на первом месте в возникновении несовершенной конкуренции было наличие крупных фирм или группы крупных фирм. В отличие от Робинсон не считал концентрацию производства основанием возникновения и усиления монополистической власти. По его мнению, крупное производство - это стандартизированное производство, ослабляющее монополизацию. По этой причине он полагал, что дробление крупных объединений, сопровождающееся дифференциацией продукции, способно лишь усилить монопольную власть производителей, а не ослабить ее.

Монопольная прибыль

В теории монополистической конкуренции важное место принадлежит категории монопольной прибыли. Обычную, или нормальную прибыль, Чемберлин включает в издержки в качестве платы услуг предпринимателя. Монопольная же прибыль имеет своим источником превышение цены над издержками и оплачивает ее покупатель, причем монопольная прибыль делится между всеми производственными факторами данной фирмы (между прибылью, предпринимательским доходом и зарплатой). И в этом вопросе Чемберлин расходится с Робинсон, считая ее поиски эксплуатации и эксплуататора бессмыслицей. Больше того, в отличие от нее он считает профсоюзы важнейшей монополистической силой так же, как и отдельного рабочего с его индивидуальными свойствами. Именно повышение цены труда со стороны «монополистов-профсоюзов» является, по его мнению, главной причиной безработицы и снижения спроса на труд.

Полезные сервисы